Мсье Эрик Шайи — невысокий улыбчивый француз — с большим трудом рассказывает о своей новой игре по-английски. Не потому, что плохо его знает, а потому, что чтобы донести до игроков суть его задумки, не хватит слов, кажется, ни в одном языке мира. Это нужно видеть.
В 90-х Шайи придумал гениальную в своей красоте игру Another World, а потом, поучаствовав в работе над еще одним очень спорным проектом, надолго разочаровался в игровой индустрии и удалился фотографировать вулканы. Он стал свидетелем извержения сицилийской Этны, видел, как извергают потоки магмы вулканы Вануату — зрелище такого размаха не опишешь словами. Поэтому, стоя под градом падающих камней у кратера вулкана Ясур, Шайи решил выразить свой опыт в форме видеоигры.
From Dust уникальна тем, что дает возможность почувствовать хрупкость человека перед лицом всесокрушающей природы. Ее главные герои, несчастные люди-дикари, показательно обезличены (не имеют имен и носят нелепого вида деревянные маски) и ничтожны — то и дело их смывает в океан, заливает потоками магмы и сжигает лесными пожарами. Единственный для них способ выжить — научиться взаимодействовать с окружающим миром. Для этого у племени есть Дыхание. Дыхание — это вы.
From Dust — это игра о диалоге человека и природы. При помощи ритуальных песнопений и гремящих звуков вувузел (таким образом призывается Дыхание) туземцы меняют русла рек, выращивают леса и возводят стены из застывшей магмы. Присваивая находящиеся на картах тотемы, они обучаются магии и со временем учатся превращать воду в желе и испарять огромные озера — все для того, чтобы сбежать через врата на следующий остров. В конечном итоге цепочка порталов должна привести их к сокровищнице знаний неких Древних, о которых то и дело вспоминают шаманы.
Но для этого нужно как минимум выжить, а на островах, как вы уже поняли, неспокойно: сплошные стихийные бедствия, от которых несчастных дикарей нужно уберечь. Все ваши задачи в игре укладываются в бытовую логику: если очередной тотем находится в низине, которую затапливает приливом — нужно возвести стену. Если деревня расположена на пути потока лавы — нужно тем или иным образом изменить направление его течения. В конечном итоге каждый уровень представляет собой отдельную экосистему, которую нужно сбалансировать таким образом, чтобы под вашим контролем оказались все тотемы.
Первые несколько уровней Шайи и компания весьма убедительно доносят до игрока свой экологический манифест, пугая его гремящими вулканами и цунами на пол-экрана — игра потрясающе красива, видно, что автор не зря ездил смотреть извержения «en plein air». По инерции ждешь, что дальше будет только больше, но ничего такого не происходит. From Dust раскрывает все карты где-то к третьему-четвертому уровню, а их в игре больше дюжины — все остальное время вам придется заниматься примерно тем же самым, что и в первые полчаса. Все стихии и методы взаимодействия с ними быстро становятся рутиной, заклинаний у дикарей всего четыре, новых стихийных бедствий никто не показывает. По иронии судьбы, игре про буйство разгулявшихся сил природы обидным образом не хватает размаха.
Чтобы достичь своей цели, Шайи, конечно, не помешало бы отпустить на волю фантазию: придумать какие-нибудь мегавулканы или коварные оползни, на поздних уровнях — увеличить высоту цунами в несколько раз. Или просто сделать игру вдвое короче и втрое дешевле. А так получилась красивая, оригинальная, интересная, но чересчур быстрорастворимая игра, которую многие наверняка забросят еще на середине и быстро забудут. Как ни печально, вулканологические фотографии мсье Шайи врезаются в память намного сильнее.