В 1984 году проживающий в Канаде молодой фантаст Уильям Гибсон (между прочим, яростный поклонник Виктора Цоя) публикует роман «Нейромант», с которого начинается популяризация киберпанка. Писатели, работающие в этом жанре, задаются важным вопросом: что станет с обществом через несколько десятков лет, когда технический прогресс даст слишком большому количеству людей слишком большие возможности? Назвать эти произведения фантастикой получается с трудом, речь идет скорее о социальном прогнозе. Оглянемся вокруг: глазные импланты, искусственные конечности, независимые от властей кибервалюты, частные военные корпорации — все это реалии нашего мира.
По версии сценаристов Deus Ex: Human Revolution к 2027 году наука не только в совершенстве освоила производство киберпротезов, но и разработала целый комплекс имплантов, улучшающих физические и умственные способности человека. Вместе с этим на новый технологический уровень выходит социальное неравенство: киборгам завидуют; киборгов боятся; киборгов ненавидят.
Адам Дженсен, в общем-то, не планировал вставлять мозги в розетку, но у судьбы были другие планы: на компанию Sarif Industries, одного из лидеров рынка по разработке и внедрению имплантов, нападают неизвестные. В результате гибнут почти все ключевые ученые фирмы, а Дженсену, как главе службы безопасности, пускают пулю в лоб… что не сильно смущает медиков Sarif Industries. Спустя полгода, Адам, улучшенный при помощи стали и электричества, возвращается к службе и выходит на след террористов, которые, конечно, действовали по указке куда более могущественных сил — таковы законы жанра.
Иронично, что, поднимая тему будущего человечества, сама игра работает по лекалам одиннадцатилетней давности — Human Revolution явно делали с оглядкой на самую первую Deus Ex. Тогда было принято разрабатывать игры несколько иначе: в Human Revolution тесные уровни, предсказуемые противники, тупые как верхний угол трапеции мирные жители... но это не означает, что будет просто или скучно. Deus Ex заставляет игрока уважать себя. Попробуете пройти ее нахрапом — и в лучшем случае получите возможность подсчитать, со скольких выстрелов гибнет главный герой.
Human Revolution не церемонится с игроком; она приучает оценивать ситуацию и мыслить творчески, предлагая в среднем по три варианта действий на каждую пыльную кладовку. Главный герой способен практически на все: на пути к объекту задания он может устроить кровавую баню, а может провернуть всю операцию без единого выстрела, находя альтернативные ходы через вентиляцию (тесные уровни на проверку оказываются связаны сложной системой коммуникаций), взламывая с помощью хакерских навыков электронные замки и системы безопасности, и аккуратно проскальзывая за спинами охранников. Еще один вариант — просто сказать нужные слова правильному человеку, который все сделает за вас.
Избалованному современному игроку такой подход поначалу может показаться слишком сложным, но на самом деле достаточно просто один раз вникнуть в устройство игры. Уже через несколько часов вы будете уверенно обходить стороной большие группы противников, научитесь выстраивать из коробок конструкции, по которым можно забираться в, казалось бы, недостижимые места, а во время перестрелок станете перемещаться по карте с какой-то неестественной грацией, умело заходя врагам за спину и моментально находя удачные укрытия.
Пожалуй, это главное отличие Deus Ex от большинства современных интерактивных боевиков: чтобы насладиться ей в полной мере, ее нужно понять. Нужно читать газеты и электронные книги — ведь именно через них до нас доносят львиную долю сюжета. Нужно внимательно выбирать способности при прокачке — в критических случаях игра может оказаться почти непроходимой. Нужно изучать окружающий мир — в пустых запертых комнатах и неприметных подворотнях спрятано множество интересных деталей и побочных квестов. Если не относиться к Human Revolution поверхностно, то быстро выяснится, что это умная, атмосферная, почти бездонная игра — к тому же, про киборгов. И тогда возвращаться из 2027 года не захочется как минимум неделю.