Сюжетная и онлайновая части Battlefield 3 оказались настолько разными, что редакции Gmbox ничего не оставалось, кроме как рассматривать их по отдельности.
Battlefield 3: одиночная игра
Если бы все виртуальные вооруженные конфликты, в которых мне довелось поучаствовать за последнюю пару лет, были настоящими, я бы, наверное, уже был осыпанным славой и золотыми дублонами наемником. Я участвовал в десятке войн, ни одна из которых не была по-настоящему моей: я сражался против плохих русских, плохих арабов, плохих вьетконговцев, плохих американцев. Стрелял во Вьетнаме, в Чернобыле, в Ираке, Иране и Афганистане. Взрывал конвои, проводил снайперские диверсии, прикрывал товарищей во время жарких прорывов. Пару раз я даже умер: однажды меня показательно прикончили перед объективом камеры, в другой раз я угодил в эпицентр ядерного взрыва. Из всего этого я сделал один-единственный вывод, известный еще со времен Fallout: война никогда не меняется.
В этом и есть главная проблема однопользовательской части Battlefield 3: она похожа сразу на все игры, принадлежащие к поджанру «шутер про современную войну». Все описанные выше сцены (кроме, пожалуй, Чернобыля и вьетнамцев) есть в этой игре.
Первые несколько часов одиночной кампании не чувствуешь ничего, кроме смертельной тоски: возможно, что-то в этом роде испытывают профессиональные наемники. Зачистить местность? Ну, ладно. Расстрелять вражеский аэродром, сидя в кресле второго пилота истребителя? Сейчас, только шнурки завяжу. Вломиться в парижский офис и захватить чемодан с ядерным оружием? Сэр, так уж и быть, сэр. Что говорят по рации, в чем сверхзадача военной кампании, кто эти люди вокруг меня — решительно все равно.
Чем одиночный режим Battlefield 3 отличается от Medal of Honor или Modern Warfare? Чуть просторнее карты. Чуть злее правила игры (убивают часто и быстро, буквально тремя пулями). Чуть чаще дают покататься на технике. Гораздо лучше графика — пожалуй, это самая веская причина здесь задерживаться: от вида океана в шторм или от перестрелки в залитой солнцем роще захватывает дух. А благодаря движку Frostbite, в игре очень много (постановочных) разрушений: на наших глазах осыпаются целые дома. Еще есть сюжет, над которым авторы, судя по всему, действительно много работали: в перерывах между миссиями главного героя (с внешностью и голосом сериального актера Гидеона Эмери) допрашивают двое в брюках и рубашках.
Беда Battlefield 3 отнюдь не в повторяющихся сценах — это как раз нормально — а в том, что таких игр стало слишком много
DICE вообще очень стараются нагнать драмы, подсовывая в команду к главному герою персонажей-волнодумцев и устраивая шумные проводы каждый раз, когда кто-то умирает. Но в итоге вся их риторика сводится к ходам вроде «Вася был мой хороший товарищ, а теперь он совсем умер» и «Не может быть, Дима не предатель, а молодец!» Следить за происходящим становится интересно только ближе к финалу, когда все сюжетные линии сходятся в одной точке и громко взрываются. Но до этого еще надо дотерпеть.
Ридли Скотт как-то сказал: «Зрителя не так уж сильно волнуют битвы. Гораздо больше его интересуют отношения людей на их фоне» В этом смысле Battlefield 3 совершенно нечего вам предложить. Отношения между героями во всех смыслах уставные, а в отрыве от диалогов нам показывают тот же цирк военных действий, только в два раза более живописный, чем раньше.
Беда Battlefield 3 отнюдь не в повторяющихся сценах — это как раз нормально — а в том, что таких игр стало слишком много. Представьте себе, если бы фильмы типа «Аватара» выходили бы по два-три раза в год и ничем бы не отличались друг от друга, кроме имен главных героев и сметы на спецэффекты — все бы очень быстро сошли с ума. Поэтому, если раньше вы не играли в военные шутеры или играли в них очень мало, то все описанные выше претензии — не для вас. Но это всего лишь означает, что вам повезло чуть больше прочих, и через год-другой вы пополните ряды усталых виртуальных наемников. И тогда придется спасаться в мультиплеере. — Георгий Курган
Battlefield 3: сетевая игра
Последние три дня в редакции можно было наблюдать следующую картину: мы с Георгием Курганом сидим спина к спиной, играем, соответственно, в сетевую и однопользовательскую части Battlefield 3. При этом со стороны Георгия доносятся грязные ругательства, а я пугаю окружающих восторженными возгласами. И это, конечно, не случайность.
Мультиплеер в этой игре — идеальное оправдание неизобретательной кампании и главное обоснование той оценке, которую вы видите вверху страницы. Все основные механизмы сетевой игры уже были запущены в предыдущей серии, Bad Company 2 — разве что к третьей части вернулась возможность стрелять из положения лежа, а пулеметчики научились задерживать продвижение врага шквальным огнем.
Все меняет графика — казалось бы, чуть ли не последнее, на что стоит обращать внимание в сетевых шутерах. Собственно война в Battlefield всегда была почти настоящей: одиночная часть появилась здесь всего две игры назад, до этого серию знали именно как эпический сетевой боевик, в котором на одном поле сходится четыре типа пехоты, танки, артиллерия и авиация.
К третьей части не только механика, но и картинка стала настолько убедительной, что разницу между реальным и виртуальным миром понимаешь, только ткнувшись носом в монитор. Одновременно становится ясно, чего так не хватало в одиночной игре: в сингле все события заскриптованы, и игрок чувствует себя не столько участником, сколько зрителем — знай себе любуйся декорациями и беги, куда скажут. В мультиплеере с вами никто не церемонится, скриптов и сохранений нет, все вокруг взрывается и рушится, и фотореалистичная графика обретает новый смысл: война вокруг становится настоящей.
Battlefield 3 выдерживает идеальный баланс между суровым реализмом и по-хорошему простым шутером
При всем этом Battlefield 3 выдерживает идеальный баланс между суровым реализмом, способным отпугнуть любого начинающего игрока (см. Red Orchestra 2), и по-хорошему простым шутером (см. Counter-Strike). Все выглядит, словно в жизни, а работает, как в игре. Бойцы бегают, словно живые, но не умирают с первой пули и не требуют долгих передышек. Винтовки стреляют, как настоящие, но не имеют колоссального разброса — успешно отстреливаться можно даже на бегу. То же касается всей техники: внушающие должный трепет, истребители и вертолеты управляются не сложнее, чем велосипед. И даже если первые опыты полетов заканчиваются быстро и плачевно, приноровиться к ним проще простого.
В конечном итоге сетевая игра в Battlefield 3 являет собой удивительную картину, где сражения воспринимаются как что-то серьезное и жизненное, и в то же время веселое и простое. Как если бы прямо сейчас нам сказали: «парни, война!». А мы бы только и подумали: «ну наконец-то!». И как-то даже не страшно. Собственно, для этого и нужны все эти игры про войну. — Станислав Ломакин.
Сетевая игра в Battlefield 3 — что нового?
Набор режимов в целом повторяет ассортимент из Bad Company 2: в Rush мы последовательно захватываем позиции врага, в Conquest стремимся удержать как можно больше контрольных точек, остальные — вариации классического Deathmatch;
В режиме Rush разработчики умело играют с декорациями: продвигаясь по позициям мы можем поучаствовать в безумном танковом штурме, пешей перестрелке на перевалах, а в конце дело дойдет до поножовщины в зданиях;
Пулеметчики в Battlefield 3 научились стрелять на подавление — у врага, попавшего под плотный обстрел, обзор затуманивается настолько, что вести прицельный огонь практически нереально. Используйте эту возможность, когда нужно прикрыть товарища;
Классы снова перебалансировали: штурмовики раздают аптечки и реанимируют павших товарищей, пулеметчики снабжают боеприпасами (в Bad Company 2 было наоборот). А вот обещания сделать снайперов более командными игроками не выполнены — у них, как и прежде, свой отдельный клуб по интересам;
Заметно изменилось развитие персонажа — теперь каждый вид оружия можно прокачивать отдельно: докупать аксессуары вроде навороченных прицелов, глушителей и проч. При этом боец 17-го уровня не станет неубиваемым для новичка — но получит доступ ко множеству полезных фишек вроде переносного миномета;
DICE активно используют возможности графического движка в геймплее. Например, игрока может ослепить ярким солнцем или лучом фонаря в руках противника;
Управление мультиплеером вынесено в систему Battlelog. По сути это социальная сеть, в которой хранится информация обо всех ваших солдатах и достижениях. Поиск и подключение к серверам ведется отсюда же. Да что там, даже запускать игру отсюда гораздо удобнее: клик по ярлыку на рабочем столе сначала запускает цифровой магазин Origin, который, в свою очередь, все равно отправляет на сайт Battlelog.