Dead Rising образца 2006 года была удивительной игрой, у которой не было и не могло быть будущего. Издевательски неудобная, не прощающая ни единой ошибки, сделанная по многократно устаревшим лекалам японского геймдизайна (достаточно уже того, что персонаж не мог одновременно ходить и стрелять), она, тем не менее, отлично справлялась со своей задачей — учила игрока выживать. В погоне за сочной газетной историей фотожурналист Фрэнк Уэст на трое суток оказывался в супермаркете, населенном ожившими мертвецами, психопатами и религиозными маньяками в желтых дождевиках — крутись как хочешь. Тикает таймер (по прошествии 72 игровых часов игра в любом случае заканчивалась), вместо оружия — подвернувшиеся под руку горшки с цветами и заимствованная в спортивном магазине бейсбольная бита. Чекпоинтов нет, сохраняться можно только в неудобно расположенных общественных туалетах — но, учитывая контекст, необходимость превозмогать капризы механики воспринималась как естественная часть борьбы за жизнь: в конце концов, никто и не говорил, что уцелеть во время зомби-апокалипсиса будет легко. За это игру Capcom многие возненавидели и уж точно запомнили.
С художественной точки зрения Dead Rising был идеально выверенным произведением, и повторить такой трюк второй раз было уже нельзя: через два года вышла Left 4 Dead, после которой стало ясно, что игры про зомби могут быть не только напряженными, но и вполне удобными в освоении. Тем не менее, Capcom решили попытаться. При этом они, похоже, сами не очень поняли, как у них все так здорово получилось, поэтому поручили работу над сиквелом канадским варягам из Blue Castle Games (ныне Capcom Games Vancouver). Те, в свою очередь, пошли на самый очевидный шаг: сделали все то же самое (повторялись даже архетипы боссов и общая сюжетная канва), но с новыми предметами и с возможностью стрелять на ходу.
Схема ожидаемым образом не сработала: вместо тяжелой, мрачной игры про выживание получился Диснейленд с зомби, блэкджеком и шлюхами. Игра стала проще, разнообразнее, современнее, но вместе с кривой системой сохранений исчезла и атмосфера выживания. Из истории про самое безумное журналистское расследование в мире (Фрэнк Вест не только отбрыкивался от мертвецов, он все время щелкал затвором камеры) Dead Rising превратилась в подгнившее шапито с взъерошенным мотоциклистом в роли главного клоуна. На первый план вышли совершенно необязательные вещи вроде возможности нарядить персонажа в кокетливый клетчатый топик, усадить его на трехколесный велосипед и смастерить из весла и двух мачете эффектную палку-убивалку — какой уж тут, в самом деле, зомби-апокалипсис. Цирк и стыд.
Но на этом история, к сожалению, не закончилась. Собрав посредственную прессу, Capcom отважились на третью попытку. Так появился Off The Record — не то расширенное издание, не то переосмысление второй части. Возможно, вы недоумеваете, почему мы до сих пор не сказали ни слова о сути этой игры. Причина проста: Off The Record почти не отличается от оригинальной Dead Rising 2. Capcom с новой силой увлеклись доработкой формальных признаков: прикрутили чекпойнты на входе в каждую локацию, добавили режим «песочницы» (в нем предлагается убивать зомби и зарабатывать деньги без всяких временных и сюжетных органичений) и вернули в игру Фрэнка Уэста вместе с фотоаппаратом — разжиревшего и полысевшего. Еще по мелочи добавили контента — новых видов комбинированного оружия и прочей мишуры — но большая часть игры осталась нетронутой: те же боссы, те же герои, минимально переписанные диалоги. Ближе к концу кое-какие оригинальные ходы в сценарии все-таки появляются, но это, право, капля в море. Учитывая, что сюжет в Dead Rising 2 изначально был слабым, а боссы аккуратно копировали своих коллег из первой части, Off The Record выглядит довольно жалко.
Возможно, это все еще лучший зомби-аттракцион в мире (ни один нормальный игрок не откажется от возможности угрохать веслом пару тысяч зомби), но здесь нет ни одной сцены, способной сравниться по накалу с полетом на вертолете над городком Уилламейт, когда мы, нервно сжимая в руках дрожащий объектив, снимали первые кадры творящегося на улицах зомби-безумия. Тот Dead Rising родился и умер в 2006 году и у нас есть просьба к компании Capcom: пожалуйста, перестаньте пытаться оживить этот несчастный труп. Ходячих мертвецов вокруг и без того хватает.
1 — Структурно игра не претерпела изменений: герою все так же необходимо продержаться несколько игровых суток в городе, захваченном зомби. В реальном времени с вами связываются по рации и поручают задания различной степени важности — время на их выполнение, разумеется, тоже строго ограничено.
2 — Кроме этого, Фрэнк Уэст носит в себе зомби-вирус. Чтобы не превратиться в плотоядного жмурика, ему необходимо раз в сутки колоться препаратом Зомбрекс. Отметим, что в оригинальной Dead Rising 2 вирусом была заражена дочь главного героя, из-за чего, раздобыв лекарство, приходилось неизменно возвращаться на базу. Теперь можно «подкреплять силы» в любом удобном месте.
3 — В Off The Record есть одна новая локация — парк развлечений «Уран». Там можно покататься на аттракционах и поглазеть на зомби-скоморохов, но основное развлечение там — более или менее примитивные мини-игры.
4 — Комбинирование предметов — занятие настолько же увлекательное, насколько бесполезное: ингредиенты для продвинутого оружия часто находятся в разных концах карты, бегать за ними обычно просто некогда. Но если у вас все-таки получится совместить вот эту реактивную бочку с огнетушителем — эффект компенсирует все мытарства.
5 — Камера, важнейший геймплейный элемент из первой части, в Off The Record не очень-то востребована: за фотографии дают смехотворное количество очков опыта, а журналистские сенсации сами, по указке сюжета, плывут в руки Фрэнка. Зато с помощью камеры можно сфотографироваться в обнимку с зомби — ценная возможность, ничего не скажешь.