Среди советской интеллигенции отдельным видом хобби было коллекционирование собраний сочинений классических и не очень авторов. Процесс сопровождался многочасовыми очередями в магазин, кумовскими схемами и санками, груженными пятнадцатью томами Стендаля в коричнево-красной обложке. В итоге все это выливалось в заставленные книгами шкафы и полки, с которых я до сих пор с упоением стираю пыль. Все потому, что классика не стареет и требует к себе внимательного отношения, а порой и существенных трудозатрат.
Еще десять лет назад было трудно представить, что выход игрового собрания сочинений станет событием, сравнимым с переизданием каталога записей The Beatles или выходом Blu-Ray-коллекции Star Wars: немногие тогда воспринимали игры всерьез, чтобы ставить их на одну планку с книгами, кино и музыкой. Но за это время выросло совсем другое поколение людей, для которых игровые консоли были таким же атрибутом детства, как сказки на ночь, и которые сохранили страсть к играм на всю жизнь. Более того — объем нынешних Blu-ray-дисков с легкостью позволяет записывать на них по нескольку игр сразу, и, как результат, переиздания лучших хитов прошлого посыпались одно за другим. Metal Gear Solid HD Collection мы ждали чуть ли не больше всех, ведь благодаря ее бессменному идеологу Хидео Кодзиме эту серию можно включать в обязательную программу обучения для всех, кто хочет хоть что-то узнать о режиссуре видеоигр.
Сейчас принято считать, что всеобщее уважение пришли к Metal Gear Solid благодаря невиданной кинематографичности, великолепным диалогам и характерам, а игровой процесс в ней всегда был, дескать, так себе. Это не совсем верно: по сравнению с современными стелс-экшенами MGS действительно может показаться странным (гротескные восклицательные знаки над головами потревоженных врагов и картонные коробки как самый лучший друг шпиона) или даже раздражающим, но это, сами понимаете, лишь часть большого плана создателя.
Сам Кодзима всегда обозначал жанр серии как tactical espionage action, и это как нельзя лучше описывает главный смысл MGS— любой ценой выжить на вражеской территории. Особенно остро это ощущается начиная с третей — самой лучшей — части: Metal Gear Solid 3: Snake Eater (в переиздании представлена ее дополненная версия — Subsistence). За спиной одинокого шпиона, как правило, не стоят ВВС и армия, а в качестве врагов выступает не только безумный майор ГРУ по кличке Оцелот (который, как выясняется, состоит в неуставных отношениях с майором Волгиным), но, кажется, даже сама мать-природа. Герою приходится подбирать специальный камуфляж под каждое болото, по полчаса лежать в кустах, заучивать маршруты движения вражеского патруля, есть живых змей и самому перебинтовывать себе лодыжку. И как только мы решаем, что в совершенстве овладели этим мастерством, хитро прищуривающийся гений Кодзима одним движением выдергивает ковер у нас из под ног и объявляет, что все предыдущие три часа были всего лишь прологом перед начальными титрами, а настоящая игра начнется только сейчас.
При этом решительно непонятно — что делать дальше, как жить и кому верить; даже сейчас любая игра серии способна раздавить плохо подготовленного игрока количеством информации, культурных цитат и сложных схем взаимоотношений между персонажами. Именно поэтому серию MGS стоит проходить строго в последовательном порядке: в самой последней Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, которая вышла на PS3 в 2008 году и по этой причине в HD-коллекцию не входит, лишь даются ответы на заданные в прошлых частях вопросы, заканчиваются начатые ранее сюжетные линии, произносятся последние слова и раздаются последние выстрелы. Вместе с предыдущими частями (включая первый MGS 1998 года, который в HD-коллекцию тоже не вошел, но который можно отдельно скачать в PlayStation Store) она складывается в идеально собранный паззл, равных которому в игровой индустрии, пожалуй, нет.
Это эпическое, слегка избыточное, и в высшей степени постмодернистское полотно о войне, ее природе, и судьбах людей, которые стоят по разные стороны баррикад. Кодзима явно помешан на эстетике Холодной воны, которая в его голове приобретает безумный и гипертрофированный характер: кадры реальной кинохроники с Хрущевым сменяются планом гигантского шагающего танка под названием Shagohod, а в сибирских джунглях (!) обитают крокодилы. В качестве боссов выступают едва не сгоревший в полете и поэтому сошедший с ума советский космонавт и полуживой старый снайпер по имени «Конец».
С трудом говорящий по-английски японец Кодзима вообще очень любит язык надкультурных метафор: придуманные им игры населены ходячими примерами человеческого безумия, пороков и жажды власти. Возможно, именно поэтому его сюрреалистичные персонажи и странные сюжеты убедительны от начала и до конца; противостояние двух систем оборачивается противостоянием живых людей, которые просто хотят во что-то верить (очень показательно, что в MGS 4, действие которого происходит в 2014 году, война превращается просто в сверхдоходный международный бизнес), а резкие смены темпа и настроения воспринимаются почти как должное. В случае с играми Кодзимы традиционно непросто понять — где смеяться, где плакать, а также зачем серьезной шпионской саге мини-забавы с участием игрушечных обезьянок. Но ведь если вдуматься — в реальной жизни все обстоит более или менее похоже, да и для обезьянок место тоже всегда найдется.
• В коллекционное издание входят три игры: Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, Metal Gear Solid 3: Subsistence, Metal Gear Solid: Peace Walker, а также первые две части оригинального, двухмерного Metal Gear 1987 и 1990 годов.
• Действие Metal Gear Solid 3: Subsistence происходит в СССР образца 1964 года, а его прямого продолжения Peace Walker — в центральной Америке 1974 года. У этих игр общий главный герой — Нэйкед Снейк, еще известный как Биг Босс. События Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty разворачиваются в 2007 году, а играть придется за молодого метросексуала Рэйдена.
• Первая часть Metal Gear Solid 1998 года, изначально выходившая на первой PlayStation, не входит в HD Collection, но ее можно купить в PSN. В 2004 году на Nintendo GameCube выходил ее полностью перерисованный римейк под названием Metal Gear Solid: Twin Snakes, который можно запустить и на Nintendo Wii.
• Если вы хотите узнать больше о вселенной и играх Metal Gear Solid, не забудьте зайти на Gmbox.ru 9 февраля — мы готовим для вас большой сюрприз.