Выход Serious Sam 3: BFE очень удачно случился вскоре после Battlefield 3 и Modern Warfare 3. После двойной дозы облучения военщиной создатели «Сэма», хорваты Croteam, кажутся чуть ли не героями игровой индустрии, прущими против системы и возрождающими пресловутый «дух старой школы», традиции шутеров 90-х. С одной стороны, так оно и есть, с другой — все намного интереснее.
Serious Sam 3 действительно в очередной раз декларативно игнорирует все, что произошло в видеоиграх за отчетный период в 10 лет. В нем нет системы укрытий, сюжета со сложными лицами, стелс-элементов, политических подтекстов, военных и гражданских, нет самолетов и винтовок с подствольными гранатометами. Упомянутые нами старые шутеры здесь очень даже при чем: отказываясь от всего нового, Serious Sam обобщает и возводит в абсолют основные принципы Doom и Duke Nukem 3D: глупый сюжет про инопланетян, физически развитый (чтобы носиться и шутить без остановки) главный герой, большие мощные пушки, сотни монстров, уровни с секретами, боссы.
Serious Sam обобщает и возводит в абсолют основные принципы Doom и Duke Nukem 3D
Другое важнейшее отличие SS3 от практически всех современных блокбастеров: здесь мало просто нажимать на кнопки и ждать, пока разработчики начнут тебя развлекать. В бездумной, на первый взгляд, пальбе по монстрам заключена особая драматургия. Не созерцательная, как в Call of Duty или Uncharted, а осязаемая, как полагается в играх, на старте предлагающих выбрать уровень сложности, а не вырезать неполиткорректные сцены. В Serious Sam 3 со сложностью вообще особая история. Нюхнуть пороху можно уже на Normal; на самом высоком уровне, Serious, среднестатистический игрок умирает на второй минуте первого уровня. Игра заставляет, грубо говоря, шевелить задницей, и такой подход полностью соответствует духу 90-х, где игры пытались не только развлечь, но и основательно напрячь игрока.
Наглядный пример — встреча с боссом на втором часу игры. Мы оказываемся на площадке размером в два футбольных поля, куда висящий в небе космический корабль регулярно спускает монстров. Спортивное сравнение — не случайность: обычное сражение с монстрами в SS3 — чистой воды американский футбол. Вот только в нашей команде всего один человек, мяч всегда у нас, и отобрать его можно только через наш труп (кооперативное прохождение помогает заметно уравнять шансы — в нем может участвовать до 16 игроков). Каждый монстр вроде бы бесхитростен, но ведет себя по-своему и требует разного подхода. По ходу сумасшедшей бойни, в которой тебя атакуют со всех сторон и на разный лад, в голове вертится совет Касиуса Клея, банальность, как нельзя лучшая характеризующая Serious Sam 3: «порхать как бабочка, и жалить, как пчела». Кроме того, новый, буквальный смысл обретает поговорка «Хочешь жить — умей вертеться»
У всей этой истории не так уж и много недостатков, но они есть. По сути дела здесь мало что изменилось с 2001 года, когда вышел первый Serious Sam: практически те же враги сотнями мрут под огнем практически тех же пушек практически в тех же декорациях. Без новинок, вроде винтовки с прицелом и страшно действующих на нервы автоматчиков, не обошлось, но в целом ощущения от игры все те же — а ведь уникальные игровые механизмы, изобретенные Croteam, достойны более творческого развития.
Аудитория Serious Sam 3 пока что ничтожно мала — из сотни попыток сыграть по интернету лишь четверть увенчалась успехом. Это, в общем, объяснимо: BFE — это игра для тех, кто не первый год в обойме. Но обратить внимание на эту игру все-таки крайне важно: пожалуй, только здесь сегодня можно узнать, как выглядели шутеры до того, как превратились в развлечение для самых толстых и ленивых.
1 — Судя по разлетевшемуся в сторону суповому набору, мы разнесли на куски
как минимум двух разных врагов. Нападают здесь помногу и в
разных комбинациях.
2 — Ракетница — один из ключевых видов оружия в игре, и в то же время
самый опасный: если не соблюдать дистанцию, взрывная волна от ракеты
может убить как атакуемого, так и атакующего.
3 — Руины Каира в качестве декораций игры — последствия нашествия
пришельцев. К слову, действие игры происходит до первой части. Отсюда
и таинственная аббревиатура — BFE: Before First
Encounter.
4 — 77 единиц здоровья — настоящее богатство в созданных игрой
условиях. Его запросто можно разбазарить за секунды. На уровнях сложности выше Normal для этого достаточно долей
секунды.
5 — Суть да дело, действие происходит во время битвы с боссом. В такие
моменты Serious Sam требует многозадачности: босса обычно сопровождает
несколько сотен подпевал.