Всего за три выпуска Saints Row прошла путь от странной игры с претензией на криминальную драму до пародии на нее же. Причем если вначале Volition очень уж явно хотели обставить Grand Theft Auto, то уже ко второй части пересмотрели приоритеты. Дескать, хорошо, раз выше этого небоскреба не прыгнешь, то пойдем обходным путем. Чем люди, по большому счету, занимаются в GTA? Убивают прохожих, угоняют машины, устраивают апокалипсис на улицах города, рубят катанами женщин и взрывают гранатами танки. Именно эти милые сердцу занятия встали во главу угла в Saints Row 2, и к третьей части были возведены в абсолют.
По большому счету, идеальный рассказ о Saints Row: The Third должен быть оформлен списком и начинаться со слов «в игре можно…». Потому что можно здесь все, что запрещали в GTA, или до чего Rockstar Games просто еще не додумались. Прыжок с самолета с парашютом, например, сам по себе — недостаточно интересный повод для задания. Зато если во время затяжного падения расстрелять врагов-парашютистов, после чего ногами пробить лобовое стекло падающего авиалайнера, оказаться в кабине пилота, пролететь воздушный транспорт насквозь и нашпиговать свинцом все, что в этот момент двигалось — то это будет как раз миссия в стиле Saints Row: The Third. Традиционный для жанра эскорт проституток — тоже слишком мелко. Нужно чтобы одалиски в этот момент обслуживали клиентов, клиенты давали какие-нибудь указания игроку-водителю («ну-ка давай гони быстрее, и вон те две тачки мне подрежь!»), а за машиной гнались папарацци.
Помимо всего прочего, здесь можно голышом продефилировать по улицам не самого красивого города, взять кого-нибудь в заложники и свернуть ему шею, сфотографироваться для фанатов. Разбежаться и в прыжке через лобовое стекло влететь в салон машины, ногами вытолкнув водителя. Достать из инвентаря биту в виде фаллоса (разработчики ласково называют ее «пенетратор») и замочить ею представителя какой-нибудь негативно настроенной преступной группировки.
После сцены, в которой по городу мчатся кареты, запряженные страстными любителями садомазо (со всеми прицепленными подробностями), становится окончательно ясно, что фантазия авторов хоть и безгранична, но до отвращения порочна. И 99% содержания Saints Row: The Third — это как раз описанный треш и угар. К третьему акту у Volition крышу сносит окончательно: косплэй, зомби, самолеты вертикального взлета, тигр в машине, который легко может вмазать водителю за неаккуратное вождение, текстовый квест, знакомые всем «танчики»…
Спустя несколько часов в голове что-то щелкает и появляется спасительное желание отдохнуть от этого беспредела. Заняться, например, скупкой недвижимости. Или принять участие в местном развлекательном шоу профессора Генки — тоже дурдом, конечно, но не такой концентрированный. В общем, развлечь себя как-то иначе. Но загвоздка в том, что ничего, кроме описанного безумия, в Saints Row: The Third нет — это, пожалуй, ее главное достоинство и недостаток. Из третьей части вырезали все, что не смешно или, не дай бог, заставляет думать. Грубо говоря, есть миллион способов развлечь чертей в своей голове, но нет ничего, что имело бы хоть какой-нибудь смысл. И это, на самом деле, довольно здорово, потому что даже без внятного нарратива у Volition все получается очень смешно. Да, их юмор исходит из области гульфика, но, во-первых, у нас тут и не «Шоу Фрая и Лори», а, во-вторых, комедия — вообще сложный жанр, и в игровой индустрии дела с ним обстоят куда хуже, чем хотелось бы. Поэтому после недавней пытки спецназом именно таких игр нам очень не хватает — дерзких, аморальных и смешных.
1 — Saints Row — игра с открытым для исследования мегаполисом, основные виды досуга в котором — хаотичные и бестолковые перестрелки на каждой улице, погони, похищения и вообще — разборки. Ближайший ориентир для сравнения — все еще GTA, только в Saints Row значительно больше безумия.
2 — Когда-то возможность сколотить собственную банду считалась чуть ли не главной отличительной чертой Saints Row. Разработчики чуть не силой заставляли вас пользоваться этой возможностью и всячески опекать «корешей», но в третьей части все это — сугубо не обязательный аттракцион. По-прежнему можно выбирать оружие, машины, приветствия и так далее, это, в общем, не обязательно: все равно бандиты — пушечное мясо, массовка, которая почему-то крайне редко попадается на глаза.
3 — Помимо машин, в третьей части Saints Row есть несколько типов вертолетов, самолетов, лодок, мотоциклов и багги. А еще, конечно, есть танк, причем покататься на нем дают практически сразу.
4 — Аватар можно переделывать как угодно хоть в середине игры — достаточно забежать к пластическому хирургу и заплатить нужную сумму. Разумеется, главному герою (или героине) можно покупать разную одежду (трусы, майки, лифчики, штаны, ботинки, шапки, да хоть костюм супергероя). И наносить татуировки. Выбор богатый, в тату-салон и в магазины одежды бегать можно хоть после каждой миссии.
5 — Дополнительные миссии в игре предлагают, например, ездить по городу на танке и обстреливать все вокруг. Или прокатиться на крутом байке по киберпространству, как в фильме «Трон». Еще в игре можно бросаться под колеса проезжающих машин и зарабатывать таким образом деньги.