Одиссея капитана Шепарда подходит к логическому концу: мыслящие жукообразные корабли-убийцы вторглись в Галактику, чтобы собрать кровавую жатву и уничтожить разумную жизнь. В связи с этим идет война народная: капитан собирает под своими знаменами представителей всех рас и национальностей. К финальной битве многие из них бесповоротно вымрут, а сам Шепард вновь обретет и потеряет множество старых друзей. Горят планеты, гибнут миллиарды, исполинская многоножка вгрызается в бок гигантскому стальному жуку — трилогия Mass Effect завершается с помпой, и такое зрелище просто нельзя пропустить.
То, что тысячи фанатов, пройдя игру, воют от досады и требуют от BioWare переписать финал — на самом деле, хороший знак. Это — лучшее свидетельство того, что Mass Effect 3 не оставляет равнодушным, а значит — задача разработчиков выполнена. Очевидно, первые две части были нужны им для того, чтобы игрок успел привязаться к этой вселенной и ее героям, чтобы в конце он как можно острее чувствовал, что теряет. Лучше всего происходящее в Mass Effect 3 описывает фраза «пропал калабуховский дом»: ежечасно нам приходится принимать решения, в результате которых умирают друзья, под нож идут целые расы. Выжившие присоединяются к борьбе: сверхзадача Шепарда — привлечь на свою сторону всех, кто способен держать в руках оружие. Успех капитана наглядно выражается в очках «галактической готовности» — на специальном экране вам покажут, кто именно поддержит вас в решающую минуту.
Комбинировать способности персонажей в Mass Effect 3 не только можно и нужно, но и жутко интересно.
BioWare рисуют крайне убедительную картину галактической войны на выживание: куда бы мы ни отправились, всюду встречаем раненых, умирающих, отчаявшихся людей и инопланетян, жертв пыток и экспериментов. Каждая сюжетная миссия завершается грандиозным погромом — как правило, с участием какого-нибудь неимоверно громадного босса. Говорят, если прислушаться, то в эти моменты можно услышать, как режиссер Кейси Хадсон исступленно кричит: «Больше крови! Больше смертей! Пусть вселенная пылает в адском пламени!!!» Естественно, все это сопровождается крутыми перестрелками с участием шагающих роботов и мутантов: к третьей части бои выглядят не хуже, чем в какой-нибудь Gears of War — только, в отличие от игры Epic Games, в Mass Effect 3 гораздо больше простора для тактики.
Что особенно замечательно, так это то, что в перерывах BioWare успевают рассказывать очень трогательные, человеческие истории. О том, как пилот-инвалид влюбился в андроида женского пола. О том, как этот самый андроид искал себя и учился быть живым. О том, как брат рядового бойца Альянса за неделю до войны ушел служить в корпорацию «Цербер», подозреваемую в коллаборационизме (это, кстати, вообще случайно подслушанный диалог, каких в игре десятки). Если в предыдущих частях Шепард в основном решал вымученные проблемы членов своего экипажа (у каждого в запасе была дурацкая слезливая история уровня «Санта-Барбары»), то к третьей серии героев начали беспокоить куда более приземленные, и оттого более правдоподобные вопросы. Все-таки война.
Бои — одна из интереснейших составляющих игры, но ближе к концу враги и схемы боя начинают повторяться. Если заскучаете, советуем немедленно понизить сложность боев: тогда можно будет стрелять хоть с закрытыми глазами.
Самое поразительное заключается в том, что Mass Effect 3 умудряется быть лучшей в мире интерактивной космической оперой вопреки своим недостаткам. Персонажи то и дело изъясняются фразами, позаимствованными из какого-то сборника драматических клише, Шепард (внешностью и повадками похожий на прямоходящий ржаной хлебец) видит скучные кошмары про горящих мальчиков… но уже через пять минут показывают сцену, в которой спецназовец Джеймс беззлобно подкалывает пилота-гея — и мы снова верим в человечность героев. Не говоря уже о том, что странно требовать от космического эпоса каких-то тонких переживаний — вспомните хотя бы, какими фразами изъяснялись герои «Звездных войн».
Если вы видите такую сцену в Mass Effect 3 — то это почти наверняка значит, что за плечами у героев догорает какая-нибудь высокоразвитая цивилизация.
Mass Effect вообще легко и приятно сравнивать с киноэпопеей Джорджа Лукаса: игра BioWare ничуть не хуже. Мы намеренно вынесли за скобки все технические подробности: похорошевшую боевую систему, слегка измененную систему диалогов, переработанный интерфейс и проч. — все это решительно не важно. Важно, что историю, которую раньше можно было представить себе только на большом экране, в 2012 году можно не то что воспроизвести в домашних условиях — а лично в ней поучаствовать. Несколько месяцев назад мы уже признали, что через Uncharted 3 игровая индустрия сравнялась с кино (ведь не секрет, что игры отчаянно стремятся быть похожими на кино) в жанре приключенческого боевика. Так вот, благодаря Mass Effect 3 взят еще один важный рубеж — космическая опера. Теперь очередь за более тонкими материями: рано или поздно и у нас появится свой Хичкок и свой Коппола.