Изможденный мужчина с рюкзаком после долгого отсутствия возвращается к жене и дочке, но находит дома только бардак и прощальное письмо. За время его отсутствия на планете случился апокалипсис, улицы города стали похожи на вскопанный огород, а там, где жить еще можно — разгуливают рассерженные горожане с мачете и пистолетами. У героя нет с собой ни патронов (даже пара штук, добытых в бою, здесь считается счастьем), ни еды, ни телефона; есть только бесполезная видеокамера. Но вопреки ожиданиям, все четыре-пять часов I Am Alive нам придется заниматься не столько выживанием или поиском семьи, сколько карабканьем — по водосточным трубам, торчащей арматуре, карнизам небоскребов и даже альпинистской стенке в супермаркете. Впрочем, неуклюжее управление и мутная, перегруженная фильтрами картинка игры добавляют своеобразного реализма: в I Am Alive по-настоящему неуютно играть.
Для игры со столь сложной судьбой (она была анонсирована еще в 2008 году, с тех пор сменила разработчика, не раз замораживалась и переделывалась), I Am Alive получилась удивительно неамбициозной и камерной постановкой. Игра вышла лишь в цифровом виде, и доступна пока только в XBLA (PSN-версия появится позже, на PC можно не ждать), где стоит примерно $15. Это ее отчасти и спасает, ведь скачиваемая игра с одной-единственной хорошо реализованной идеей — это не преступление, а норма.
I Am Alive первой из видеоигр дает почувствовать, что вооруженные люди — это вежливые люди, а пистолет остается хорошим средством убеждения в своей правоте, даже когда он не заряжен. При виде агрессивного врага здесь вовсе не обязательно нажимать на курок или вступать в долгие RPG-переговоры. Достаточно просто выхватить пистолет и твердым голосом сказать «назад, или я буду стрелять!», пускай в обойме у вас нет ни одного патрона. Это приведет в чувство даже злобного каннибала, который еще секунду назад собирался перерезать вам горло. Но и то лишь ненадолго. I Am Alive первой из видеоигр дает почувствовать, что вооруженные люди — это вежливые люди.
Агрессивный враг будет брать на испуг, медленно двигаясь вперед и осыпая вас проклятиями: патроны — большая редкость в разрушенном землетрясением городе, и противники об этом прекрасно знают. Удерживать на прицеле толпу отщепенцев долго не получится — в какой-то момент они наверняка бросятся врассыпную и попытаются отнять у вас оружие; в таких случаях лучше стрелять сразу, даже если патронов на всех не хватит. Убьете самого сильного — остальные сдадутся сами. Главное — всегда помнить о том, что взятый на мушку человек отступит, но никогда не простит вам этого. Даже если вы направляете пистолет на безобидного бродягу ради того, чтобы отобрать у него последнюю бутылку воды — никогда, никогда не поворачивайтесь к нему спиной.
Проблема в том, что для донесения этой, в общем-то, правильной мысли была выбрана довольно слабая в целом игра. Акробатика, которая занимает примерно 90% игрового времени, вызывает только усталость, причем и в буквальном смысле тоже — у героя есть полоска «выносливости», после истечения которой он сорвется в пропасть. Механика и ощущения от процесса не сильно изменились со времен Splinter Cell: Conviction (на движке которого была сделана игра), и ей очень далеко до современных паркур-игр. Выживания как такового здесь тоже нет — уже через час игры у меня в рюкзаке лежали три бутылки воды, три банки содовой, два фруктовых коктейля, обезболивающие и аптечка: с таким набором не страшна даже ядовитая пыль, скапливающаяся в низинах города.
Правда, нажитое добро всегда можно раздавать встреченным на пути нуждающимся и беспомощным людям, получая за это лишние очки сохранения (или по старинке — «континиумы»): без них проваленный уровень придется начинать с самого начала. В итоге I Am Alive вполне успешно удается объяснять игроку, каким образом человек сможет выжить после вселенской катастрофы (правильный ответ — за счет обмана и взаимопомощи), и куда хуже — удерживать этого игрока у экрана после того, как он усвоит эти простые истины.