В красивых лесах на северо-востоке США случается ДТП. По нерасторопности водителя, засмотревшегося на сопровождающую конвой девушку-полицейского, тюремный автобус с отъявленными бандитами и убийцами, совершив несколько эффектных кульбитов, приземляется в кустах рядом с шоссе. Среди выживших оказывается тихоня-рецидивист с именем умного английского сыщика Мерфи Пендлтон. Придя в себя после аварии, он отправляется вглубь леса за помощью, еще не зная, что на его пути непременно возникнет знаменитый город-призрак Сайлент-Хилл, в котором опять что-то случилось.
Начало нового Silent Hill: Downpour до зубного скрежета похоже на завязку практически любой из классических игр серии. На протяжении первых часов игры чехи из Vatra Games настолько навязчиво пытаются признаться в любви оригинальной трилогии Silent Hill, что в какой-то момент начинает казаться, что из этой затеи может выйти толк.
Как и в ранних играх, они постепенно загоняют игрока в самый центр ада при помощи простых, но до сих пор действенных приемов любого ужастика: хлопают и скрипят дверьми, выключают свет в правильные моменты, за кадром постоянно кто-то рычит и ругается, играет тревожная музыка. Downpour в этом плане очень точно передает ощущение недосказанного ужаса, который должен вот-вот случиться, как только вы попытаетесь разгадать очередную загадку недружелюбного к заблудшим туристам города.
К тому же приключения Пендлтона в туманном городке Сайлент-Хилл подчас развиваются по непривычному для современных игр сценарию. Как и в первых играх, в Downpour вы запросто сможете натолкнуться на какой-нибудь важный предмет за несколько часов до того, как он окажется нужен. Учитывая, что в какой-то момент игры вам открывается доступ к большей части города, нужно понимать, какое количество информации должен постоянно держать в голове игрок, чтобы не запутаться.
То же касается и загадок: по уровню изобретательности и сложности они не сильно уступают ребусам из оригинальных Silent Hill. Каждая заставит серьезно попотеть не привыкших к лишним трудностям современных игроков. Впрочем, до издевательского уровня загадки с пианино из первой части местные головоломки, слава богу, не дотягивают.
Но при всем уважении — атмосфера и отсылки к оригинальным играм остаются, пожалуй, единственными сильными сторонами Downpour. Остальные важные вещи чехам откровенно не удались и сильно портят общее впечатление от новой части серии.
Главное разочарование — в Downpour просто физически неприятно играть, и в данном конкретном случае это не комплимент. Молчун Пендлтон научен лишь двум боевым приемам: бить и блокировать удары. Никаких модных нынче уворотов или перекатов бывший зек выполнить не в состоянии. Благодаря этому бои даже с самыми слабыми монстрами превращаются в мучение без малейшего намека на динамику и скорость. Добавьте сюда небольшое количество патронов для огнестрельного оружия, невероятную живучесть врагов, и получится, что убежать от них зачастую гораздо проще и быстрее, чем колотить попавшимися под руку ножкой от стула (которая в самый ответственный момент еще и сломается).
Монстры громко орут и умеют запрыгивать герою на шею; в такие моменты хочется выкинуть к чертям нож и передушить их голыми руками, лишь бы не мешали.
Экшен никогда не был сильной частью Silent Hill — во второй и третей игре финальных боссов можно было победить, даже не имея с собой патронов. Но если в классических частях он прилежно выполнял свою незаметную функцию, не отвлекая от процесса интерактивного психоанализа, то в Downpour встречи с врагами раздражают, словно реклама тарифа для молодых и общительных посреди фильма Хичкока.
А раздражение — не лучший эмоциональный фон для восприятия сюжета. Тем более, что сюжет этот размазан по игре настолько тонким слоем, что в какой-то момент ловишь себя на мысли, что и забыл уже, зачем вообще ввязался вместе с Пендлтеном в эту авантюру. Встречи с немногочисленным населением города приводят только к бессвязным разговорам: в конце некоторых из них у нас есть даже подобие нравственного выбора — например, спасти собеседника или оставить его погибать. Другое дело, что от вашего решения не зависит почти ничего — участь жителей Silent Hill решает не игрок, а сценаристы. Встречи с врагами раздражают, словно реклама тарифа для молодых и общительных посреди фильма Хичкока.
Ситуация с Downpour напоминает бледную проекцию того, что сделал кинорежиссер Хазанавичус, получивший не так давно полный набор «Оскаров» за «Артиста». В эру цифрового и грохочущего кино француз снял самый настоящий немой фильм, соблюдая все важные законы и особенности жанра. Хочется верить, что чехи из Vatra Games собирались сделать нечто похожее — возродить великую серию, обратившись напрямую к первоисточнику, вместо того, чтобы выдумывать новый подход. Но в отличие от Хазанавичуса славянам просто не хватило тонкости и чувства меры, без которых в таком сложном жанре просто не выплыть.
Однако, переживать поклонникам Silent Hill из-за этого явно не стоит — уже в конце месяца выходит сборник Silent Hill HD Collection, в котором их любимые игры предстанут в былой красе. Мы, в свою очередь, посвятим этому переизданию отдельную рецензию.