Авиасимуляторы всегда были уютным клубом для «своих»: членским билетом выступали дорогой джойстик, очень мощный PC, а подчас и наличие настоящей лицензии пилота. Обычные люди в это играли только до первого знакомства с управлением, и, не сумев запустить движки самолета, бросали навсегда. Одними из первых, кто нащупал идеальный баланс, была российская студия Gaijin Entertainment, успешно адаптировавшая сложнейший «ИЛ-2 Штурмовик» для консолей: в «Крылатых хищников» могли играть даже те, кто впервые взял в руки геймпад.
Их новая игра Birds of Steel формально не имеет отношения к «ИЛ-2», но на деле мало отличается от него: опять Вторая Мировая, поршневые истребители и бомбардировщики, Перл-Харбор, Мидвей... Тем не менее, это все еще самый лучший авиасимулятор на консолях: не такой зрелищный, как Ace Combat: Assault Horizon, но гораздо более умный и глубокий.
От «Крылатых хищников» игре досталось самая главная черта — гибкая сложностть, которую очень легко подогнать под собственные навыки. На «упрощённой» модели можно летать, наслаждаясь фантастически красивыми закатами и с минимальными шансами по неосторожности утопить стальную птичку в океане. Слишком просто? Уберите бесконечное топливо и патроны. Хотите ещё? Переключайтесь на реалистичный режим, и тогда времени на беззаботное любование красотами почти не останется — тут бы самолёт не угробить. Для особых ценителей есть режим «Симулятор», в котором все вспомогательные индикаторы упразднены, а выполнение каждой фигуры высшего пилотажа заставляет тихо бубнить «Отче наш».
Момент, когда вы на максимальной сложности в первый раз удачно посадите истребитель, вызовет в памяти знакомую сцену из голливудских боевиков. Та самая: пилот пассажирского лайнера внезапно погибает, а какой-нибудь вызвавшийся храбрец сажает самолет под чутким руководством диспетчера и крики пассажиров. За такие ощущения игре Gaijin Entertainment хочется выдать орден.
А ведь здесь приходится не просто летать, но и воевать! Если на минимальной сложности Birds of Steel играется как Call of Duty в воздухе — вражеские самолеты валятся, как мухи, и вы преспокойно можете в одиночку сбить целое звено врагов — то уже на «Реалистичном» приходится сидеть со сжатыми челюстями, нахмуренным взглядом и взмокшим контроллером в руках. Здесь приходится думать как настоящий летчик: садиться врагам на хвост, стрелять на опережение, делать «мёртвые петли» и «бочки», чтобы уходить из-под огня — и одновременно стараться не отправить машину в безнадёжный штопор. Причём, благодаря упомянутой гибкой сложности, весело вам будет в любом случае.
Каждый сбитый враг — маленький праздник. Потому что на высших уровнях сложности этому обычно предшествуют несколько минут игры в «кошки-мышки» с выслеживанием жертвы, манёврами уклонения и отчаянными попытками вопреки всему навестись на цель.
Правда, это веселье в скором времени сходит на нет из-за до обидного скудной программы развлечений. Понятно, что в исторически достоверном авиасимуляторе в антураже Второй мировой войны не особо развернёшься с постановочными аттракционами, но уже через пару лётных часов хочется новых ощущений и новых типов миссий. Помимо воздушных боёв Birds of Steel предлагает также прицельную бомбардировку наземных объёктов, торпедирование судов и… в общем-то всё. Вдобавок миссии кампании разбавлены унылыми роликами на движке и не менее унылыми переговорами по рации — скука смертная. От всего этого есть только одно спасение — постоянное повышение уровня сложности, чтобы у вас не оставалось времени обращать внимание на подобные вещи.
В результате уже на исходе второго игрового вечера вы, скорее всего, проделаете путь от зелёного новичка, ни черта не смыслящего в элементарной аэродинамике, до настоящего лётчика-аса, способного выписывать высококлассные кренделя даже в режиме симулятора. Причём вот что самое чудесное: в Birds of Steel учишься летать, не превозмогая драконовскую сложность — свойственная хардкорным авиасимам непростительность здесь соседствует с умеренно аркадными элементами, так что порог вхождения у игры поразительно низкий. Gaijin Entertainment удалось усидеть на двух стульях одновременно и заставить взлететь даже тех, кого многолетнее увлечение другими жанрами, казалось, навсегда пригвоздило к земле.