Главная сила Risen 2: Dark Waters, как и полагается приличной ролевой игре с открытым миром — в случайных сценках и эпизодах. Как-то раз после целой ночи сражений с гигантскими термитами мой израненный герой к утру выбрался на пляж и застал рассвет. Зрелище завораживало: волны, с шелестом набегающие на берег, крик чаек, солнце, величаво поднимающееся из-за горизонта и затапливающее все вокруг теплым светом. Захотелось снять сапоги, зайти по колено в воду и стоять там, любуясь прибоем. Идиллию нарушил гигантский краб, решивший позавтракать человечиной, но после хорошего пинка бронированная туша перевернулась на спину — осталось лишь вспороть ему брюхо.
Несмотря на то, что игра целиком состоит из названий вроде Пуэрто Изабелла, а все персонажи, как один, хлещут ром и носят шпаги, дело происходит не на берегах Карибского моря, а в вымышленном фэнтезийном мире. Но знакомство с первой Risen вовсе не обязательно, ведь суть происходящего вам объясняют буквально за пару минут: главный герой должен втереться в доверие к пиратам, чтобы раздобыть волшебное оружие для борьбы с морскими чудовищами. А дальше начинается долгое путешествие по тропическим островам, джунглям и древним храмам туземцев, практикующих магию вуду.
Как мы уже говорили в превью, это игра, в которой сохранилась настоящая радость исследования. Если в Skyrim ее уничтожил радар, показывающий ближайшие любопытные места и даже врагов, то здесь у вас поначалу нет даже карты местности: никогда не знаешь, что обнаружится за следующим пригорком. Может, пещера с золотоносными жилами или логово чудовища. А может, деревня аборигенов или заброшенный пиратский лагерь с парой потемневших от времени сундуков. В каждую лощину со стелящимся туманом спускаешься, мысленно прощаясь с родными — давненько игры не давали такого ощущения!
Еще тут можно обкрадывать всех встреченных персонажей и пробираться по ночам в кладовки, когда жители ложатся спать, варить шаманские зелья и собирать из ржавых запчастей пистолеты. Врать, убеждать и запугивать ради личной выгоды, и лишь в крайних случаях обнажать шпагу. Например, однажды нам предложат перепить одноглазого толстяка, выиграть у него потрепанную карту с указанием зарытого клада и отправиться на поиски с лопатой на плече. Романтика!
Тот самый рассвет. По ту сторону монитора хочется поселиться.
У разработчиков, умудренных опытом создания трех «Готик», получается удержаться на грани между великим и смешным. Так, от дерганной анимации персонажей и одинаковых физиономий (серьезно, на всех проституток и торговок рыбой в игре используется одна модель) отвлекает замечательная работа актеров, искренне получающих удовольствие от смешного морского жаргона и возможности всласть поматериться. А с не самой очевидной боевой системой можно смириться, положившись в сражениях на спутников (совет — не отпускайте от себя капитанскую дочку на первом острове, пока полностью его не облазаете).
Пускай в Risen 2 гораздо меньше сюжетных линий, персонажей, да и прочего контента, чем в Skyrim, но и выражение лица у этой игры гораздо проще: все-таки пираты, море и ром гораздо больше располагают к отдыху и веселью, чем вечная зима. А растягивать веселье, отпуск и запой на сотни часов — очевидно плохая идея.