Лучшее, чем можно заняться в Dragon’s Dogma — это путешествия. Когда идешь по горной тропе, спутники постоянно перешептываются за спиной: «Не нравится мне тип, на которого мы работаем»; «Я слышала, в этих местах обитает банда амазонок, которые ненавидят мужчин». Или: «Смотри, какой старинный мост, он не обвалится прямо под нами?». Полное ощущение, что играешь не в одиночную, а в онлайновую ролевую игру с тремя живыми людьми. Dragon’s Dogma вообще очень похожа на MMORPG, в которую по чьей-то прихоти можно играть без подключения к интернету: здесь почти отсутствует вменяемый сюжет, диалоги и интересные квесты (обычная схема — найди, принеси, убей монстра, купи новые кожаные трусы тридцатого уровня)
Но все меняется, когда приходят они. Над головами раздается пронзительный крик, сверху падает огромная тень — мимо проносится грифон. Соратники обнажают оружие, а чрез десять секунд вы обнаруживаете себя верхом на гигантской птице, всеми силами пытающейся сбросить вас со своей шеи.
Вполне возможно, что крылатая тварь просто схватит одну из пасущихся в низине коров и унесется с ней прочь, или приземлится на головы шайке гоблинов, не обратив на вас внимания. За очередным поворотом может оказаться бродячий торговец или голодный циклоп; от последнего при желании можно попросту убежать. Когда начинает темнеть, на охоту выходят более опасные чудовища. Прискакавшая на шум битвы химера — то еще испытание нервов. Последующее сражение с ней (и другими крупными тварями) стоит всего, что может предложить на эту тему The Elder Scrolls V: Skyrim.
После схваток в Dragon’s Dogma довольно трудно смотреть на традиционные RPG, где герои вяло обмениваются ударами, пока у кого-то из них не кончится запас здоровья. На этом, к сожалению, и закачиваются достоинства игры — кроме скачек на спине разъяренного дракона после прохождения и вспомнить-то особо нечего. Заимствование идей откуда только можно (которому мы даже посвятили отдельный материал), помимо уже известных плюсов, привело к полной потере собственного лица.
Сравнительно небольшая область вокруг единственного замка — это весь доступный мир, а сюжет сводится к бесконечно повторяемой схеме «набраться сил и убить дракона». Какие-то люди произносят напыщенные речи и исчезают в никуда, сюжетные линии обрываются без причин, а герой безмолвно отправляется туда, куда прикажут.
Сражения с людьми — самое сложное после драконов. Они обожают устраивать засады где-нибудь в узком ущелье: завалить ваш отряд валунами и добить из луков.
Да, в стремлении создать западную ролевую игру Capcom выполнили все формальности: здесь непростая и интересная система профессий, сотни предметов, которые можно нацепить на персонажа или использовать для улучшения оружия и доспехов, алхимия и поиски редких ингредиентов для нее. Крайне замороченная система подбора персонала, через которую можно находить бойцов поддержки для двух основных героев. Или вот маленький штрих — вес героя (зависящий от его роста и объема мышц) влияет на то, как он будет держаться на ногах, если рядом ухнет с небес многотонный дракон: такое встретишь разве что в старообрядческих настольных системах.
Вся эта занимательная механика, к сожалению, служит обрамлением для банальной охоты на огров в декорациях любительского фэнтези-фильма. А времени игра требует немало: прохождение чрезвычайно растянуто из-за неудобного интерфейса и отсутствия быстрого перемещения, как в Skyrim. Приходится топать на своих двоих, снова сражаясь с возродившимися волками и гарпиями на тех же тропинках. Камень для телепортации в город выдают лишь после прохождения доброй половины сюжета — не нужно объяснять, что привычные серые пейзажи за это время успевают здорово осточертеть.
Больше всего история с Dragon's Dogma напоминает отечественные эксперименты докризисной эпохи, создатели которых, очевидно, умели мечтать, но совершенно не умели превращать мечты в игры. Capcom пока еще могут позволить себе финансировать мечты (например, о ролевой игре с нормальной боевой системой и живым миром), но если Dragon's Dogma провалится, второго шанса у японцев может и не быть.
P.S.: Смотрите также трансляцию по игре.