На прошлой неделе закончился второй сезон сериала «Игра престолов»: это, если кто не знает — экранизация единственной современной фэнтези-эпопеи, достойной вашего внимания. Автору книги-оригинала — Джорджу Мартину — всегда были интересны не столько драконы и заклинания (которых тут почти нет), сколько жестокость, на которую способны люди в борьбе за власть. И уж ее-то там навалом — как, впрочем, и в игре Game of Thrones.
Сценарий для нее писался под контролем Мартина — к счастью, знакомиться с исходным материалом уже не обязательно: это полностью самостоятельная история. Другое дело, что игроки, которые не горят желанием узнать очередные подробности вселенной «Игры престолов», скорей всего покинут помещение уже на начальной заставке. Ведь в остальном перед нами — некрасивая французская RPG уровня дай бог первого «Ведьмака». Останетесь — и познакомитесь с одним из лучших сюжетов в играх за последнее время.
В главных ролях — какие-то незначительные по меркам сериала оборванцы. Повествование скачет от одного к другому, линии долгое время развиваются параллельно, да еще и с разницей в несколько месяцев (справедливости ради — в книгах точно так же: остальные подробности см. в нашем превью). Дозорный Морс получает письмо от друга (советника короля), тот просит присмотреть за странной девушкой с серебристыми волосами. Вскоре друг умирает — говорят, от яда. Другой игровой персонаж — дворянин Алистер — возвращается домой на похороны отца, но обнаруживает бунтующих крестьян и незаконнорожденного братца, пытающегося прибрать к рукам имение. Кто виноват и что делать — непонятно.
Со временем все линии пересекаются, а история, наконец, собирается в клубок такой силы, что оторваться уже решительно невозможно. Героев предают на каждом шагу, второстепенные персонажи гибнут как мухи, а слои все более изощренных заговоров обнажаются один за другим, открывая давно сгнившую сердцевину.
При игре за Морса можно «переселяться» в тело его пса и отыскивать квестовых персонажей по запаху или вырывать глотки часовым. Как и многое в игре, звучит это лучше, чем реализовано.
На что способен пойти человек ради семьи? К чему приводит стремление сохранить честь любой ценой? Игра уходит от прямых ответов на вопросы, и тем еще больше запутывает нас. В диалогах никогда нет единственно верного ответа, а ни один из ваших поступков не останется без последствий. Бездействие приводит к гибели детей и насилию над женщинами, но добрые намерения могут обернуться еще худшими результатами. То, как вы подавите мятеж крестьян в самом начале, аукнется лишь много глав спустя, а нерасследованное вовремя убийство приведет к гибели невиновного. Всего в игре пять концовок, зависящих от ваших действий по ходу игры: традиционно для Мартина — одна безнадежнее другой.
Но что по-настоящему безнадежно — так это собственно игровая часть: от разговора к разговору приходится бегать по скудным декорациям и сражаться с одинаковыми бандитами и стражниками. В Королевской Гавани (по книгам — переполненной жителями столице) слоняется пара десятков горожан, а двери почти всех домов закрыты. Дремучий северный лес представлен в виде небольшого лабиринта с невидимыми стенами, а замки вообще неотличимы друг от друга. Озвучка второстепенных героев заставит сделать звук потише, а сражения, при всей своей сложной механике, сводятся к незрелищным и нудным потасовкам. Спасибо, что хоть в отличие от первого «Ведьмака» (игра вообще сильно похожа на него), все работает без традиционных для европейской RPG глюков.
В итоге сильный сценарий, конечно, перевешивает: 20-25 часов прохождения пролетают как пара серий телевизионной «Игры престолов». Если вы любите сериал — ни в коем случае не пропустите игру; все остальные могут делать это на свой страх и риск. История получилась по-настоящему хорошей, но есть подозрение, что знакомиться с «Игрой престолов» все-таки лучше не через нее.