Игра Deadlight кажется двухмерным пересказом «Дороги» Маккарти: глубоко небритый, отчаявшийся мужчина Рэндел Уэйн хмуро прет через поеденную зомби Америку (на дворе — альтернативные восьмидесятые, но это не очень-то заметно), отмахиваясь подручными средствами от зараженных и психопатов. Параллельно этому в душе у Уэйна бурлит собственный, внутренний ад: он одержим идеей найти своих жену и дочку. Эта история могла бы стать провонявшей кислым потом притчей, но в ней неожиданно находится место погоням от вертолета, яростным схваткам с применением пожарного топора, а также зверочеловеку по прозвищу Крыса.
Платформеры — пожалуй, один из самых удивительных жанров. Несмотря на то, что отступлений от изначальной идеи (вид сбоку, акробатика, движение слева направо — вот это все) за последние двадцать лет почти не было, именно здесь случаются самые важные концептуальные прорывы, причем раз в несколько лет. Spelunky, LittleBigPlanet, Limbo, Super Meat Boy — все это не только очень крутые и необычные, но еще и очень разные игры.
Однако среди всех коллег по индустрии Deadlight оказывается удивительно похож на Max Payne 3. Не по механике, а по ощущениям: это история усталого, дошедшего до черты человека, который прет напролом и никого не щадит (тем более, что и щадить-то некого). Deadlight — это три часа погружения в чужой психологический кошмар, где не всегда можно отличить реальность от галлюцинаций, а порой вообще непонятно, что происходит.
Уэйн лезет по бесконечным уступам, канатам и трубам, мимо проносятся ветхие склады и улицы разрушенного Сиэттла, с лязгом обрушается и уходит из под ног мерцающая неоновая вывеска «Hotel». Раз в пять минут Уэйна пытается притиснуть в углу толпа агрессивных трупов, раз в десять кому-то вскрывают голову пожарным топором... В этом веселии мути явление сумасшедшего старого интеллигента, воссоздающего в канализации Ад по Алигьери, уже не кажется чем-то сверхъестественным.
Несмотря на некоторые сюжетные излишества (которые мы рады списать на безумие героя) Deadlight — это мощный, мрачный триллер, который хочется пройти на одном дыхании, но как раз этого-то сделать не получается: корявое, заторможенное управление и звериная сложность заставляют снова и снова возвращаться на перезагрузку. Пожалуй, это главное, что мешает Deadlight стать настоящим шедевром — в игре, основу которой составляют бег и акробатика, очень важно чувство непрерывности процесса.
У студии Tequila Works явные проблемы с геймдизайном, но при этом они рисуют на экране пугающе убедительную картину грязного, тупого отчаяния, и не менее ловко вписывают в нее упомянутые вертолетные погони, осыпающиеся дома и галлюцинации. Это история, которую хочется дослушать до конца, что, вообще говоря, большая редкость в видеоиграх.
Deadlight ввышла толкьо на Xbox 360, ее можно купить в XBLA по цене 1200 Microsoft Points.